среда, 2 декабря 2015 г.

Зачем человеку нужно ремесло? (грузинская народная сказка)


Сказка о том, как девушка не пошла замуж за царевича, пока он не научился ремеслу. Вот, слушайте...

Жил- был царь. У него был сын единственный. Царь состарился и решил сына женить.
Говорит сын:
- Отец, дай я обойду все царство и сам выберу невесту.
Отец отпустил его. Ищет царевич, ищет - не может найти невесту. На окраине одной бедной деревни, в очень бедной избушке, он увидел девушку невиданной красоты и сразу полюбил ее. Просит царевич ее руки, а она его спрашивает:
- Какое ремесло ты знаешь?
- Никакого ремесла не знаю, - отвечает ей царевич.
- Быть царевичем - это не ремесло,- сказала девушка. - Сегодня ты царь, а завтра уже нет, чем тогда семью будешь кормить? Иди научись какому-нибудь ремеслу, вот тогда я выйду за тебя, а не выучишься нет - не показывайся.
Царевич загрустил. Не знает он, какому ремеслу можно так скоро научиться. Приходит к отцу, рассказывает, что ему нужно научиться ремеслу.
Отец вызвал всех ремесленников. Ремесленники пришли во дворец. Царь спрашивает столяра:
- За сколько лет ты сможешь твоему ремеслу научить царевича?
- За пять лет, - отвечает столяр.
- Нет! За пять лет моя невеста уж замуж выйдет, меня не дождется, - говорит царевич, - зачем мне тогда твое ремесло?
Другие ремесленники предлагают царевича обучить ремеслу за четыре, кто за два, а кто и за три года.
Наконец вышел один бурочник.
- Я тоже ремесленником считаюсь, и могу за три дня обучить царевича своему ремеслу.
Царевич пошел с ним и научился валять бурки. Женился он вскоре на той красавице, и зажили они счастливо.
Скоро царь умер. Царевич стал царствовать. Ему захотелось посмотреть на свое царство. Он хотел узнать, кто как живет в его государстве, кто о чем горюет и кто чему радуется. Оделся он бедно и пошел странствовать.
Зашел царевич в один город - там пахнет очень вкусно едой, так, что лучше и быть не может! Царевич подумал: "Я трачу столько на поваров, а такой вкусной пищи у меня не бывает, зайду и посмотрю, что они там готовят".
Зашел царь в один из домов, а там готовят из человечьего мяса.
Царь увидал погреб и спрашивает:
- Что у вас в погребе?
Басурмане открыли погреб и бросили туда царя.
В погребе было уже три человека. Один из них говорит:
- Меня завтра приготовят.
Другой говорит:
- А меня послезавтра.
- Меня послепослезавтра, - говорит третий. – А ты самый жирный, тебя значит в воскресенье заколют!
Царь сильно испугался, да делать нечего.
Съели всех, кто был в погребе, пришел черед царя. Он тогда говорит:
- Я вам сваляю такую бурку, что за нее дадут две тысячи. Но никто, кроме жены царя, ее не купит.
Ему принесли шерсть. Царь свалял такую прекрасную бурку, затканную всю цветами, что и глаз не оторвешь, и между цветов оставил жене послание: "Я томлюсь вот в таком-то городе, в таком-то доме, в погребе, если не придете за мной через два дня, меня съедят".
Один басурманин взял бурку и понес во дворец. Принес он ее царице, она прочитала, что там написано, заплатила за бурку две тысячи и отпустила. Собрала царица войско и пошла вслед за тем басурманином - выручать своего мужа. Окружили они дом войском, и царица говорит:
- Я войду в дом, а вы, когда услышите, что чаша разбилась, сразу входите.
Она вошла, попросила поесть, ей дали чашу, царица ударила чашей об пол и разбила ее. Все войско бросилось в дом, они поймали всех басурман и передушили. Освободили царя.
Жена говорит царю:
- А если бы не знал ты ремесла, разве помогло бы тебе то, что ты царь?.. Тебя бы закололи и съели.
Вернулись муж с женой домой, и зажили счастливо. После этого царь с царицей всегда заботились о ремеслах в своей стране.

Комментариев нет:

Отправить комментарий